Как правило, на боковине автопокрышки встречаются различные цифры и символы, значение которых необходимо объяснить. К чему стоит проявить особый интерес и какую информацию можно считать принципиально важной? Самыми простыми и распространенными надписями считают модель, марку и типоразмер шины.
Большинству водителей достаточно этих трех характеристик, чтоб выбрать покрышки для своего автомобиля. Но более опытные водители, помимо этих параметров, берут во внимание индексы скорости и нагрузки шин. Вся вышеуказанная информация нанесена на боковину автопокрышки крупным шрифтом, как самая важная, а остальные параметры нанесены мелким шрифтом, поэтому отыскать что-то конкретное бывает довольно не просто. На что же ещё следует обратить внимание прежде чем кукпить шины и диски ? Давайте рассмотрим остальные приоритетные маркировки на боковой части шины. Очень важно помнить, что надписи на противоположных боковинах одной покрышки могут дополнять друг друга, то есть содержать разного рода информацию. В связи с этим, покрышку необходимо осматривать с двух сторон.
Обычно, на шинах встречается маркировка, сообщающая информацию о сезоне и/или погодных условиях, при которых эксплуатация резины будет оптимальной. Давайте более подробно рассмотрим несколько маркеров, которые информируют водителя о сезонной принадлежности автопокрышек
1. M+S (M&S) - в переводе с английского "грязь и снег". Эти шины нельзя считать зимними, они предназначены для маршрутов не асфальтированными дорогами, либо же по асфальту, который покрыт слоем грязи и снега. Этот маркер ничего не говорит о химическом составе шины. Надпись M+S (M&S) наносят на всесезонные, зимние и внедорожные летние автопокрышки.
2. Всесезонная резина имеет много вариантов обозначения: A.G.T. (All Grip Traction), AW (Any Weather), All Season, R+W (Road + Winter), AS (All Season), Any Season. Важно помнить, что всесезонные шины не приспособлены для эксплуатации в сильные морозы и/или жаркую погоду - они идеально подходят при околонулевых температурах.
3. Aquacontact, Water, Rain, Aqua, Aquatred - все эти маркеры сообщают водителю, что резина гарантирует качественный вывод воды из пятна контакта с дорогой. Вместо этих надписей может быть нарисован зонтик, но сути он не меняет - перед Вами дождевая резина.
4. Нарисованная снежинка или маркер Winter обозначают зимнюю резину.
Рядом с типоразмером на боковине шины указаны индексы скорости и нагрузки, маркер сезонности (в некоторых вариантах), а также информация о возможности бортирования на диске с отсутствующей камерой (TUBELESS). Слово "TUBELESS" обозначает возможность собрать покрышку без камеры, но если такого слова на резине нет - камера необходима.
Среди маркеров, которые водители ассоциируют с сезонностью резины, выделяется пара похожих, но никак не одинаковых надписей: "M+S" и пиктограмма снежинки. С пиктограммой обычно трудностей не возникает - изображение снежинки обозначает зимнюю резину.
Как уже говорилось выше,аббревиатура "M+S (Mad and Snow)" переводится с английского как "грязь и снег", но этот маркер встречается и на всесезонных автопокрышках, и на зимней резине, а также на летних шинах для внедорожников. Стоит учесть, что составляющие элементы резины, из которых изготовлена данная шина, могут сильно отличаться, несмотря на то, что маркер везде одинаковый. Следует помнить, что надпись M+S не указывает с полной достоверностью на зимнюю резину.
Индекс скорости обозначает максимально допустимую и безопасную скорость эксплуатации покрышек. Необходимо понимать, что даже при всех гарантиях производителей шин, учитывая состояние наших дорог, категорически запрещается не то, что превышать, а даже приближаться к индексу скорости, который указан на покрышке. Не забывайте, что повреждение шины на большой скорости может привести к очень неприятным последствиям.
Индекс нагрузки обозначает максимально допустимый вес автомобиля, который должно выдерживать одно колесо. Здесь есть два нюанса: во-первых, в редких случаях вес автомобиля пропорционально распределен между его передней и задней осями, поэтому при подборе максимально допустимого веса на одно колесо, необходимо сделать маленький запас (примерно 25% от полного веса автомобиля); во-вторых, чем индекс нагрузки выше - тем толще основа покрышки, но показатель упругости при этом уменьшается, что сказывается на амортизации неровностей дороги. Отсюда следует, что не стоит оставлять "запас прочности" слишком большим, иначе подвеска автомобиля будет быстрее изнашиваться, а езда за рулем будет менее уютной, чем раньше. Значит, лучший индекс нагрузки - это не больше 30-35% от полного веса автомобиля.
В интернете встречается дюжина версий, объясняющих происхождение различных цветных меток на абсолютно новых покрышках. Некоторые утверждают, что цветные метки - это всего лишь технологический прибамбас, который не имеет никакого значения для обычного водителя, другие - что этими метками производители автомобильных покрышек обозначают брак и/или продукцию, которая не прошла окончательный контроль качества. Кто прав?
Если обратиться к логике, то можно предположить, что подобные метки обладают временной актуальностью, так как производитель резины прекрасно понимает, что рано или поздно эти маркеры сотрутся. На практике все проще - например, метка актуальна до первого монтажа покрышки на диск.
Необходимо различать три главных типа цветных меток, которые краской наносят на поверхность покрышки:
Для большинства современных покрышек есть определенные правила установки их на диск. Эти правила непременно нанесены на боковую часть шины.
К сожалению, работниками шиномонтажа очень редко рассматривается маркировка покрышки полностью, а руководствуются они при этом исключительно собственным пониманием рисунка протектора. Подобная ситуация имеет место в межсезонье, когда работники шиномонтажа завалены работой.
Перед тем, как отдавать новенькие покрышки в мастерскую на бортировку, Вам просто необходимо понять все аспекты их установки, чтобы проверить качество выполненной работы. Стоит учесть, что корявая установка покрышки значительно ускорит её износ, а также повлияет на ходовые параметры шины, что, в свою очередь, негативно скажется на безопасности вождения.
Следовательно, правила установки покрышки на диск выглядят следующим образом:
Размер покрышки - наиболее понятный маркер для любого водителя. Как правило, его наносят на боковую часть шины, и выглядит он примерно так:
195/65 R15. Расшифровать подобную надпись очень просто: 195 мм. - ширина покрышки; 65% - высота профиля от заданной ширины (за формулой: ширина (195 мм.)*0,65=126,75 мм.); а 15 дюймов - это посадочный (внутренний) диаметр покрышки. Меткой "R" обозначают не радиус шины, как считают некоторые водители, а технологию производства резины, то есть радиальную шину. Эти характеристики дают возможность определить общую геометрию колеса и физический размер покрышки, который позволит рассуждать о том, подходит Вам данная шина или нет. Помните, что ширина покрышки пропорциональна посадочной ширине диска, следовательно, если Вы приобретаете шины для установки их на свои диски, убедитесь в том, что ширина покрышки подходит ширине диска. Это правило работает и в обратном направлении - если Вы хотите купить диски для своих шин, обязательно узнайте их ширину. Как это сделать? Используйте шинный калькулятор, который найти в интернете очень и очень просто. С его помощью Вы узнаете, какой должна быть стандартная ширина диска для любого типоразмера шин. Обычно, такой калькулятор предлагает ввести не точное значение ширины диска для определенной покрышки, а максимально допустимый диапазон этих значений. Ничего страшного не случится, если ширина Ваших дисков - это крайняя граница диапазона, но лучше ориентироваться на золотую середину. Параметр радиальности покрышек не обладает особой информативностью для водителя, так как почти все шины легковых автомобилей, которые производятся в мире - радиальные.